Позвоните нам

8 (8453) 39-39-60
8 (987) 310-06-32

Наш адрес

г. Балаково, ул. Трнавская, д. 44/1

График работы

пн-пт: 07.30 - 19.00, сб: 08.00 - 13.00

«Оставили город без глаз!»: интервью с врачом УЗИ СМЦ ФМБА России Ириной Николаевной Москвичевой

К Международному дню врача ультразвуковой диагностики мы поговорили с врачом, чьё имя известно далеко за пределами Балакова. Ирина Николаевна Москвичева — не просто высококлассный специалист, а настоящий фанат своего дела, чей профессиональный путь — это история любви к медицине, начавшаяся с медицинской энциклопедии.

О роли УЗИста: «Второе мнение последней инстанции»

— Ирина Николаевна, что в вашей работе является главным интеллектуальным вызовом?

— Конечно, основное в нашей работе — помощь врачу-лечебнику и хирургу. Помочь поставить диагноз, разобраться с анатомическими особенностями в сложных случаях. Каким бы крутым методом ни был УЗИ, мы — вспомогательная служба. Как такового диагноза по УЗИ не ставится, у нас — заключение. Диагноз ставится комплексно. Но мы — одно из важнейших звеньев в диагностическом поиске. Врач УЗИ – это часто второе мнение последней инстанции перед кабинетом хирурга.

Об ответственности: «Мы как волновались в начале, так и переживаем до сих пор»

— Как удаётся сохранять баланс между ответственностью и психологической нагрузкой?

— Никак. Мы как волновались в начале своей карьеры, так переживаем и до сих пор. Иногда приходится больных смотреть по многу раз, чтобы определиться. Переживаешь за заключение, несмотря на большой стаж. Это, наверное, просто гиперответственность. Хирурги, вы знаете, товарищи у нас суровые. Поэтому с ними всегда переживаешь.

Напряжение никуда не уходит, пока операция не завершится успешно, пока не скажут: «Всё было супер, вы сделали правильно и помогли». Тогда наступает удовлетворение. Слава Богу, что вот так и получается.

О выборе пути: «Самая впечатляющая книжка — медицинская энциклопедия»

— Ваш выбор профессии — это семейная династия?

— Конечно. Я выросла в семье врача. Моя мама — Нина Ивановна Сидорова всю жизнь работала в кардиологии, а потом много лет — в реанимации. Мы с сестрой отчасти жили в больнице, даже из детского сада нас иногда забирали медсестры, потому что маме было некогда.

Самая впечатляющая книжка, которая у нас дома была, — это медицинская энциклопедия. Я читать рано начала, и очень впечатляли меня лепра и меланома, не знаю почему. Я вот прямо помню эти картинки. Думала: «Вырасту, буду врачом, чтобы вот этого не допустить…» Поэтому выбор профессии был практически предопределён.

Золотые годы: Московская школа и «информация, которую не прятали»

— Какое обучение кардинально повлияло на вас?

— Мне сильно повезло с первичными курсами. Ординатуры по УЗИ тогда ещё не было, и я поехала в Москву. Это было удивительное время — никто не прятал информацию. Нас везде пускали: в Центральную клиническую больницу, в Институт кардиологии имени Чазова, на все международные конференции. Мы как губка впитывали всё, это было невероятно круто!

Институт хирургии имени Вишневского — вот где я получила бесценный опыт. Я приехала туда уже опытным специалистом, но чувствовала себя снова студенткой — такой мощный был поток новых знаний, который предстояло осмыслить и «переварить».

И, конечно, мой учитель и верный напарник — Ирина Юрьевна Власова. Мы вместе прошли огромный путь, и я бесконечно благодарна ей за школу и поддержку.

О признании: «Оставили город без глаз!»

— УЗИ часто называют «третьим глазом» хирурга…

— Да, конечно! Мы — глаза врачей. Как-то раз мы с Ириной Юрьевной уехали на семинар в Саратов. И вот звонок от нашего сосудистого хирурга Игоря Николаевича Исаенкова: «Как вы могли уехать из города? Оставили город без глаз!» Он, конечно, ругался, но в этом была такая искренняя профессиональная правда и высшая оценка нашей работы. Получили нагоняй, но было безумно приятно.

О пропаганде УЗИ и «звёздной болезни»: «Всех агитирую!»

— Что бы вы сказали студенту, который сомневается, идти ли в УЗ-диагностику?

— Надо сказать, что всех медиков, которые заходят в мой кабинет, я активно много лет агитирую заниматься ультразвуком. Почему? Это очень помогает в работе врача. Не обязательно весь ультразвук знать, а вот прям свою специальность. Сейчас гастроэнтеролога уговариваю, а сосудистые все проучены… Они потом говорят спасибо. Потому что это облегчает им работу.

В студентах я тоже активно стараюсь пробудить интерес к своей специальности! Во-первых, это стимулирует хотя бы анатомию выучить. А когда ты видишь орган на экране, ты понимаешь, что ты лечишь своими таблетками. Я считаю, что это очень круто!

— Какие три главных качества нужны УЗИсту?

  1. Строгость к своей работе, чтобы вовремя бороться со «звёздной болезнью». Потому что она начитается у всех УЗИстов. У нас такое мощное оружие, лёгкое… И прям звёздная болезнь. Её надо вовремя заметить и придушить.
  2. Внимательность. Мы смотрим каждый конкретный орган, но глазом должен видеть всё вокруг. Человек – это общая система. Все косяки на амбулаторном этапе — от того, что назначили печень – делаем печень. А рядом — рак почки. Смотреть надо комплексно.
  3. Разбор своих ошибок. Почему случилось, что я недооценила, что мне помешало? Мы это всегда обсуждаем с хирургами.

О будущем: «Нас точно никто не заменит»

— Как будет развиваться УЗ-диагностика через 10-15 лет? ИИ вас заменит?

— Ну, точно не заменит нас никто. В отличие от КТ, у нас не статичное изображение, а живое. И нет стандартизации картинки. Поэтому грамотный врач-узист будет долго незаменимым. Искусственный интеллект есть, на моём приборе тоже. Но пока это на уровне баловства. Интересно, но некогда.

О перезагрузке: «Без спортзала я, наверное, была бы больше подвержена выгоранию»

— Как вам удаётся перезагружаться после напряжённого дня?

— Рисование. Хотя с августа ни разу кисточку не брала. Учу английский, готовлюсь к экзаменам, трясусь вся. Поездки, театры… И спортзал! Я без спортзала, наверное, сильнее бы уставала. Он помогает разгружать мозг.

Пожелания коллегам и будущим специалистам

— Ваши пожелания коллегам в преддверии праздника?

— Быть внимательным, пытливым, не забывать, кто мы и для чего мы. Много читать, очень много. Сейчас в сети есть всё — международные рекомендации, наши. Когда мы учились, книжки были золотом. А сейчас есть всё! И… учить язык. В английском всё появляется на 5-10 лет раньше. Мы, к сожалению, пока отстаём по части глубоких научных исследований. Так что — учить, учить и учить.

— И для тех, кто только задумывается о специальности?

— Не сомневаться! Это профессия, которая даёт удивительную возможность быть настоящим детективом в медицине. Она требует всего себя, но и возвращает сторицей — чувством, что твои глаза и твой ум действительно спасают жизни. Это бесценно.

СМЦ ФМБА России

Мы используем файлы cookie для анализа событий на нашем сайте. Продолжая просмотр сайта, вы принимаете политику конфиденциальности